Ежегодно 24 мая во многих странах мира отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный к церковному дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В России это единственный церковно-государственный праздник. Торжества впервые состоялись в год 1000-летия создания славянской азбуки в 1863 году. Создание адаптированной славянской азбуки позволило полноценно фиксировать мысли и знания, став мощным катализатором развития культуры славянских народов. Кроме того, создание славянской письменности византийскими учеными на основе греческого алфавита дистанцировало славянские народы от западного мира и повернуло в сторону Восточной Римской (Византийской) империи, на восток, таким образом навсегда определив вектор развития славянской культуры. Дом народов Алтайского края ежегодно проводит мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, значение которого невозможно переоценить.
24 мая 2023 года в 16 часов в выставочном зале Дома народов Алтайского края открывается посвященная Дню славянской письменности и культуры выставка «Сибирская береста». Такой выбор не случаен: именно береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. До наших дней сохранилось множество документов, написанных на расслоенной бересте.
В экспозиции представлены изделия Народных мастеров России Яны Лучицкой, Ирины Николаевой, Юрия Лазарева и мастеров Владимира Заиграева, Анатолия Вершинина из Кемеровской области, а также Народного мастера России, Народного мастера Алтайского края Виктора Романова. В Кузбассе берестяной промысел начал развиваться около сорока лет назад, однако кузбасские берестянщики уже выработали свой неповторимый стиль и достигли международного призвания. В работах кемеровских мастеров соединяется уважение к традициям российских берестяных промыслов и собственная трактовка сказочных, бытовых сюжетов и образов Руси. Кузбасские мастера внедрили в промысел много нового, создали свои направления и школы.
Юрий Лазарев – известный в сибирском регионе художник, его «берестяной» стаж 25 лет. Самобытный автор использует в своём творчестве самые разные и необычные техники. Особенно он прославился «воздушными» рисунками на берестяных скульптурах, подставках, рожках. Излюбленная техника мастера – оплётка берестяной лентой, которую он использует в декоративных целях, для украшения. В руках мастера очень тонкие ленты создают необыкновенные рисунки и орнаменты. Используя ивовые прутья как основу для плетения, художник добивается «воздушности» в работах.
Ирина Николаева – мастер по изготовлению традиционных плетеных изделий из бересты. Увлеклась этим промыслом более десяти лет назад. До этого пробовала себя в вязании, вышивке и в лоскутной технике. Познакомившись с берестой, захотела освоить традиционный для Сибири промысел. Всегда считалось, что плетение бересты – мужское занятие. Сибирская береста очень плотная и толстая, для работы с ней нужна огромная физическая сила. Сибиряки-мужчины плели из бересты лапти, пестери, корзины. Ирина Владимировна с успехом освоила старинную технику плетения, разработала авторскую технологию изготовления объемных фигур из бересты.
Более 15 лет занимается берестой. Яна Лучицкая. Каждая работа мастера интересна и по-своему неповторима. Работая с берестой, Лучицкая открывает новые возможности этого солнечного и теплого материала. В её сложных композиционных полотнах нет ничего случайного, всё соответствует задуманному образу: комплекс элементов, которые в совокупности создают единую картину смыслового и чувственного восприятия изделия.
Виктор Романов свою творческую деятельность начал в Кемеровской области. В 90-х годах мастер переехал жить в Алтайский край и здесь продолжил свой творческий путь. В своих работах Виктор Михайлович опирается на традиции крестьянской бересты: работает с пластовой берестой, использует привычные формы круглых туесов и коробов, предпочитает крупные размеры, не усложненный, чаще растительный орнамент, применяет различные формы оплёток для украшения донцев, ручек и крышек. Береста прекрасно поддаётся прорези и тиснению. В своих работах Виктор Михайлович чаще всего для резьбы использует сказочные сюжеты. Мастер не использует штамповку, все его работы выполнены вручную.