Ежегодно 24 мая во многих странах мира отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный к церковному дню памяти святых равноапостольных Кирилла (827-869) и Мефодия (815 – 885). У праздника древнейшая история, поскольку великое значение создания письменности было очевидно уже современникам. Просветители Кирилл и Мефодий были признаны святыми еще в конце IX века, день почитания их памяти пришелся на дату кончины старшего брата, Мефодия. С X века в Болгарии установилась традиция празднования памяти святых, в эпоху болгарского Просвещения превратившаяся в праздник созданной ими азбуки.
В России в 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (по старому стилю).
Кем были люди, создавшие письменность славянских народов, и что послужило причиной этого великого события?
Мефодий и Константин (именно так звали создателя первой азбуки; имя Кирилл он принял при постриге, незадолго до смерти) происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, по-славянски Солунь), отчего их принято называть еще Солунскими братьями. Их отец Лев, «хорошего рода и богатый» (как указано в «Житии Константина-Кирилла Философа», служил офицером при стратеге (то есть, управителе) Фессалоник. В семье было семь сыновей, причем Мефодий был старшим, а Константин – младшим.
Братья получили превосходное образование у крупнейшего ученого Льва Математика, обучавшего также и будущего византийского императора Михаила. Мефодий сделал блестящую карьеру, но затем постригся в монахи и стал настоятелем монастыря. Константин же изначально выбрал для себя духовную стезю, но постриг принял только перед смертью.
Константин принимал участие в императорской миссии ко двору сарацинского халифа (851 г.) и в знаменитой Хазарской миссии (860 г.). Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего принять христианство, если ему будут представлены убедительные доводы. Константин победил в полемике, но хазарский каган веру не поменял.
Ученые склонны полагать, что идея создания славянской азбуки зародилась у братьев именно в период Хазарской миссии. Братья с детства знали не только греческий, но и солунский диалект славянского языка. Константин вообще свободно владел пятью языками, что и в наше время встречается нечасто.
В 862 (863) моравский князь Ростислав направил в Константинополь посольство с просьбой прислать «епископа и учителя», который смог бы проповедовать истинную веру на родном славянском языке. По мнению историков, таким образом Ростислав хотел избавиться от подчиненности немецким епископам и, возможно, даже заключить союз с Византией. Византии, в свою очередь, было выгодно установление духовного влияния на соседние территории.
Константин и Мефодий с учениками отъехали в Моравию, где в короткий срок создали славянскую азбуку на основе греческого алфавита и за шесть лет перевели на славянский все основные богослужебные и богословские тексты. Славянская азбука состояла из 44 букв.
Существует мнение, подтвержденное археологическими находками, что первой была создана глаголица, а кириллицу создал уже после смерти Кирилла его ученик Климент Охридский. Глаголическое письмо было весьма сложным и значительно отличалось от кириллического, которым, без существенных изменений, мы пользуемся по сей день.
Культура у славян до обретения письменности, конечно же, была, о чем свидетельствуют многочисленные и разнообразные археологические находки, среди которых, увы, отсутствуют литературные памятники.
О дохристианской культуре славянских народов написано немало интереснейших исследований. Советский археолог, исследователя славянской культуры и истории Древней Руси Борис Рыбаков опубликовал около 20 монографий и свыше 400 статей. Среди них - такие фундаментальные труды, как «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», «Начальные века русской истории», «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи», «Ремесло Древней Руси» и др.
Наиболее полным хранилищем фактов русской истории является «История России с древнейших времен» в 29 томах русского историка Сергея Соловьева. Она содержит обзор событий на протяжении двадцати трех столетий, начинаясь свидетельствами о теперешней европейской России Геродота, то есть с V века до н. э.
Для тех, кто сухим научным трудам предпочитает художественное изложение исторических событий, можно порекомендовать издававшуюся в 1990-е годы многотомную серию «История государства Российского», в которой в хронологическом порядке объединены исторические повести и рассказы.
Что же касается дохристианской письменности славян, то сведения о ней базируются на «Сказании о писменех» Черноризца Храбра, который писал: «Прежде ведь[ славяне не имели букв[, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения». По мнению большинства исследователей, «черты и резы» были вариантом рунических знаков, то есть, неких символических изображений. С помощью рун вполне можно было гадать, но для записи мыслей они были непригодны. Именно поэтому славяне пытались приспособить для записи римские и греческие письмена «без устроения», то есть, без учета фонетических особенностей языка.
И только создание адаптированной славянской азбуки позволило полноценно фиксировать на бумаге (вернее, тогда еще пергамене) мысли и знания, став мощным катализатором развития культуры славянских народов.
Создание славянской письменности византийскими учеными на основе греческого алфавита дистанцировало славянские народы от западного мира и повернуло в сторону Восточной Римской (Византийской) империи, на восток, таким образом, навсегда определив вектор развития славянской культуры.
Именно кириллицей записаны все шедевры русской литературы и сокровища философской мысли. Без преувеличения можно сказать, что благодаря трудам Солунских братьев Кирилла и Мефодия до нас дошли древние былина и народные сказки, у нас есть стихи Пушкина, Блока и Бродского, проза Чехова и Толстого.
И еще один приятный момент. Понятие письменности и текста неразрывно связано с книгой. А создатель первой славянской азбуки Кирилл всю жизнь вплоть до своего пострига в монахи был библиотекарем. И, наверное, не случайно Общероссийский день библиотек отмечается «рядышком». через три дня после Дня славянской письменности и культуры, 27 мая. Именно книга на протяжении многих веков остается хранителем знаний и мудрости, источником просвещения, а для некоторых даже – предметом вожделения и страсти. В качестве «вишенки на торте» предлагаем подборку литературы о книгах и библиотеках, о библиофилах и библиоманах.
В книгах «Корабли мысли» и «Зеркало мира» собраны афоризмы известных писателей, ученых, мыслителей западного и восточного мира о книге и библиотеках. В «Серьезных забавах» ДжонУайтхед рассказывает о связанных с книгами криминальных историях и литературных фальсификациях. А «Комедии книги» Иштвана Рат-Вега посвящена курьезным случаям из жизни тех, для кого книги стали предметом всепоглощающей страсти.
Дорогие читатели! Когда эпидемическая ситуацию улучшится и ограничения будут сняты, мы будем рады вновь встретить Вас в библиотеке!