9 сентября завершила свою работу выставка «Традиционная керамика Риштана», на которой были представлены работы одного из самых известных гончаров Узбекистана Алишера Назирова и его ученика, народного мастера Алтайского края Михаила Бывших. Выставка пользовалась заслуженным успехом у горожан. 8 сентября Михаил Бывших провел мастер-класс по традиционной восточной росписи керамических изделий.
Известный гончар из Белокурихи Михаил Бывших по приглашению мастера Алишера прошел курс обучения в школе «Усто-Шогирд», изучил кропотливые процессы изготовления и росписи традиционной керамической посуды Риштана, и сейчас с успехом использует полученные знания в своей работе. Его авторская керамика рождается из синтеза различных народных традиций и творческого вдохновения.
Мастер-класс Михаил Бывших начал с краткого обзора истории риштанской керамики, ее уникальных технологических особенностей. Риштан – один из самых древних городов Ферганской долины на Великом шелковом пути – издревле известен как гончарный город. В настоящее время в Риштане проживает всего около 20 тысяч жителей, при этом в нем действуют 40 школ гончаров.
«Восточная керамика имеет многовековую историю и подчиняется строгим канонам мусульманской культуры, - рассказал Михаил, - Для ее декорирования чаще всего применяется геометрический орнамент. Мусульманская нумерология определяет число орнаментальных полос, а также количество мотивов, повторяющихся в росписи изделия. Этот особый ритм есть и в риштанской керамике. Но риштанская школа росписи издревле отличалась свободой: именно в этом городе впервые ввели в роспись керамических изделий асимметрию, стали изображать рыб, птиц, более реалистические изображения плодов и предметы быта».
Участники мастер-класса получили возможность попробовать свои силы в традиционной кистевой росписи по керамической форме. Кисти для восточной росписи делаются из козьей шерсти. В сухом виде они топорщатся во все стороны, как старая щетка, но стоит окунуть их в краску - приобретают форму полной капли с тончайшим хвостиком.
Наполненные пигментом кисти дрожали в неловких руках, боясь прикоснуться к чистым пиалам и касам, покрытым белым ангобом. Но Михаил – не только талантливый мастер, но и потрясающий учитель – сумел так легко и доступно рассказать о сложных техниках, показать приемы и подбодрить, что каждый подумал: «Я тоже смогу». И получилось!
Екатерина Витвинова пришла на мастер-класс с сыном Федором: «Я – художник, пишу картины, работаю чаще всего с акрилом. Керамикой прежде не занималась, поэтому было особенно интересно поработать с глазурью, узнать для себя новое об орнаментах, о материалах и инструментах для росписи. Очень интересно мастер говорил о технике, о свободе руки. Здесь даже, мне кажется, больше чего-то внутреннего, не столько техника, сколько философия творчества. Было сложно, но, учитывая то, что мы писали вместе с сыном, я позволила себе расслабиться, сняла все ограничения – и вот результат! Сыну тоже очень понравилось, он, невзирая на возраст, все два часа сидел спокойно и увлеченно творил».
Студентки АлтГУ Анна Пилипенко и Светлана Субботина на подобном мастер-классе были впервые: «Очень впечатлены красотой риштанской керамики и своим опытом росписи. Михаил все объясняет так увлеченно и доступно, что ты сам в это вовлекаешься, и все становится понятно. Создалась очень теплая атмосфера, поэтому никто ничего не боялся, не стеснялся своей неумелости, и было очень приятно работать».