Межрайонный фольклорный праздник «Осенние Кузьминки» состоялся 14 ноября 2018 г. в Кулунде. Праздник подготовила Кулундинская районная общественная организация «Возрождение традиционной русской культуры «Разноцвет» в содружестве с МБОУ ДО «Кулундинская детская школа искусств» при поддержке Правительства Алтайского края.
Осенние Кузьминки – традиционный праздник, имевший большое значение в календарном обрядовом цикле славянских народов.
14 ноября (1 ноября по старому стилю) верующие православной церкви почитают память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Косма и Дамиан – христианские врачи-бессребренники, в народе считались покровителями ремесел, брака и домашней птицы. Этот праздник был очень любим в народе и имел множество других названий: Кузьма и Демьян, Кузьма-Демьян — рукомесленники, Бессребреники, Рукомесленники, Божьи кузнецы, Свадебные кузнецы, Кашники, Курятники, Праздник девичества, Встреча зимы. Каждое из названий обусловлено народными традициями и обычаями этого дня.
По народной легенде, Кузьмодемьян был первым кузнецом на земле, и сделал первый на свете плуг. Поэтому на Кузьминки почитают ремесленников, и прежде всех – кузнецов.
В Кулундинском Доме культуры к празднику открылась «Рукомесленная ярмарка», на которой свои изделия представили мастера кулундинской земли – гончар, вышивальщицы, плотники, ткачи. Этнографическая экспозиция «Горница», предоставленная Кулундинским районным музеем, представила предметы крестьянского быта – инструменты, утварь, традиционный костюм.
К этому дню рубили капусту, потом дружно ее секли и мяли, солили в больших бочках. В экспозиции были представлены сечка и корытце с нарубленной капустой, а как капусту примять, показали красны девицы из «Разноцвета».
А еще говорили, что Кузьма-Демьян кует лед на земле и на воде, из его кузницы осенью мороз с горна идет. На Кузьминки зиму встречали, приступали к зимним трудам: женщины в этот день начинали пряжу прясть.
Как это делается, знают сейчас немногие. А на «Рукомесленной ярмарке» можно было и пряху за работой увидеть, и гончара, своими руками помять глину, из которой на гончарном круге вырастет крынка, понаблюдать за тем, как юные мастерицы покрывают тонкой росписью деревянные безделушки и ткут узорные пояса.
Не все в этот день трудились, зато все веселились. Народные игры и пляски в Кулундинском Доме культуры продолжались до тех пор, пока не появились радушные хозяйки с полными горшками каши.
Кузьму и Демьяна называют еще Кашниками, и с этим тоже связана легенда о двух бескорыстных работниках, которые крестьянам помогали, а за работу свою платы не брали, просили только досыта кашей накормить. На празднике всех досыта накормили русскими кашами, коих на дегустацию было приготовлено несколько видов, и домашними пирогами с традиционными начинками.
Традиционно на Кузьминки девицы устраивали большую вечеринку с угощением, на которую приглашали парней. Песни, пляски и «поцелуйные игры» продолжались до утра. На таких вечеринках молодежь присматривалась друг к другу, парни начинали ухаживать – «женихаться». Часто на таких вечорках делали соломенное чучело Кузьмы-Демьяна и играли шуточную свадьбу.
Не обошлось без «соломенных смотрин» и в этот день: пришли «купцы» со своим «товаром» - соломенным Кузьмой в нарядной рубахе – невесту выбирать. Только соломенная Катюша ему и понравилась: сарафаном красным да толстою косой.
В большом праздничном концерте приняли участие участники общественной организации возрождения традиционной русской культуры «Разноцвет», учащиеся Кулундинской детской школы искусств, воспитанники детских садов, творческие коллективы Кулундинского и Ключевского районов.