27 апреля 2019 г. кружок исторического фехтования молодежного клуба «Jung und Deutsch» провел весенний турнир «Sturmfeder». Совсем недавно четверо участников клуба приняли участие в турнире «Swords & Roses» в Новосибирске, где сражались 30 бойцов из Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерово, Новокузнецка, Иркутска и Омска. Два наших участника, Илья Сушенцев и Александр Венгерский, вышли в Премьер-лигу турнира «Swords & Roses».
Домашний «отчетный» турнир кружка было решено провести по правилам открытых городских турниров Германии XV века. Следует напомнить, что участники кружка изучают и реконструируют техники владения оружием по фехтбухам немецких мастеров фехтования XIV – XVI веков школы мастера Иоганна Лихтенауэра. Руководитель кружка Илья Сушенцев переводит манускрипты со староверхненемецкого, в его активе – переводы текстов девяти мастеров, в том числе – «Повествование о благородном Искусстве фехтования Гранд мастера Иоганна Лихтенауэра». Сопоставляя тексты разных авторов и применяя их наставления на практике, участники кружка восстанавливают средневековые техники владения тяжелым оружием.
«В нашем кружке мы изучаем Blossfechten – это вид фехтования без брони, «гражданское» фехтование, - рассказал руководитель кружка исторического фехтования Илья Сушенцев, - Обычно турниры по такому фехтованию все равно проводятся с защитным снаряжением: используются усиленные перчатки, стеганная зашита корпуса и ног, пластиковые щитки. Это сильно меняет картину боя и делает её, на наш взгляд, неисторичной. Боец не боится получать удары, так как просто не чувствует их! Техники в таком спарринге сильно непохожи на описанные в немецких источниках. Поэтому я принял решение отказаться от защитного снаряжения (были разрешены только фехтовальные маски и налокотники). Также мы договорились снизить скорость удара, чтобы избежать травм.
Если попытаться описать наш турнир характеристиками из XV века, то это trockenblossfechtenmitdemlangesschwert, fechtenfurdieehre, то есть «сухое» бездоспешное фехтование на длинных мечах, бои за честь».
Открытые городские турниры (или Schirmschulen – «школы защиты») в Германии XV века были частым мероприятием. Обычно их проводили каждое воскресение сразу после службы в церкви, исключая зимний сезон. Для таких мероприятий выделяли городскую площадь или зал в ратуше. Заявиться мог любой желающий, но не каждый осмеливался, так как был большой риск получить травму. Турниры проходили без защитного снаряжения на затупленном оружии, часть особо опасных приёмов были запрещены. Например, нельзя было наносить колющие удары или прибегать к борьбе. Было две разновидности турниров: «мокрые» (Nass) и «сухие»(Trocken). В мокрых турнирах дрались до крови, в сухих до «красной отметины» на коже. Победитель в каждом бою награждался отдельно. Обычно это был денежный приз, но и был вариант турниров «за честь» (Ehrenfechten). Победитель такого турнира получал лавровой венок и его почитали как Мастера. Победа в таком состязании была настолько почётной, что некоторые даже изображали лавровый венок в своём семейном гербе (Wappen).
В домашнем весеннем турнире приняли участие самые опытные участники кружка, имеющие достаточный уровень мастерства.
Впечатлениями о турнире «Sturmfeder» поделился один из его участников, Максим Звягинцев. Несмотря на то, что в кружке исторического фехтования молодежного клуба «Jung und Deutsch» Максим занимается первый год, он – опытный фехтовальщик. Более того, Максим Звягинцев – единственный в Барнауле боец, занимающийся конным историческим фехтованием. Для конного фехтования, кроме оружия, нужна еще и лошадь, и она у Максима есть – великолепная боевая кобыла. На турнире «Sturmfeder» ему пришлось сразиться в пеших поединках.
«Первый раз участвую в подобном фехтовальном турнире на длинных мечах, - говорит Максим, - и, несмотря на то, что я скорее не новичок в упражнениях во владении длинно-клинковым оружием, состязание стало для меня настоящим испытанием. Ограничение по силе ударов скорее усложняет, а не упрощает задачу бойца, как может показаться на первый взгляд, так как заставляет точнее контролировать траекторию и скорость движения меча. Отсеивание при ведении счета обоюдных поражений (так называемый double-kill) с точки зрения логики любого боевого искусства и исторической достоверности выгодно отличает историческое фехтование на полутораручных мечах от современного спортивного фехтования. Соперники не дремлют и, по заветам основателей нашей фехтовальной традиции, стремятся поразить тебя острием и лезвием в любое уязвимое место, что, с аналогичной расчетливостью (и с переменным успехом) пытаешься проделать и ты. Отсутствие любого защитного снаряжения, кроме маски, вынуждает тебя воздерживаться от непродуманных и опрометчивых атак и заставляет нападать так, чтобы, поразив противника, защититься от ответного поражения самому. Все это значительно приближает наше фехтование к реальному бою XV – XVI вв. не только на относительно безопасном городском турнире, но и в гораздо более смертоносных условиях судебного поединка, стычки или сражения, когда любое неосторожное действие могло отправить бойца ad patres».
«Бойцы соревновались в первую очередь в искусности своего фехтования, - добавляет Илья Сушенцев, - Наш кружок от прочих НЕМА-клубов отличает строгая приверженность историческим источникам. Мы не изучаем, как эффективней победить в спортивном состязании, или какие виды мышц прокачать, мы реконструируем историческое немецкое фехтование. Поэтому на турнире бойцы стремились показать именно исторические техники из фехтовальных книг».
Единственным отступлением от жестких правил городских турниров средневековой Германии было то, что на турнире «Sturmfeder» не было побежденных – все участники турнира были награждены рукописными грамотами, выполненными коллегами из Сербии, и символическими мечами.